Практически самый молодой и «здоровый» (во всех отношениях) район Санкт-Петербурга является еще и привлекательным для приобретения жилья, и конкурентом Курортного района – по количеству популярных зон отдыха вдоль Финского залива.

Район занимает 4 место в рейтинге качества жизни, его население постоянно увеличивается (570 000 на март 2018 г.), количество новостроек растет, и вместе с ними – растет количество строящихся станций метро. И по популярности у покупателей жилья район занимает 3 место в Санкт-Петербурге. Но это – только официальная статистика, и красивая обертка для места, где еще недавно находилась огромная свалка-захоронение тяжелых металлов – ее оборудовали на месте Комендантского аэродрома, который после войны был закрыт.

Экологическая обстановка – удручающая (хотя власти говорят об увеличении рождаемости в последние 10 лет): тяжелые металлы не были удалены из почвы – они вымываются при обильных дождях. Зеленые насаждения, которые постоянно пытаются восстановить власти района, не растут на отравленной земле, а ветер чаще дует с Финского залива (а не наоборот). Жители постоянно чувствуют неприятный запах и от промзоны у Черной речки (самое грязное место в районе), и от Комендантского проспекта (здесь был одноименный аэродром), и от Левашовской свалки, и от перевалочной базы мусора возле проспекта Королева. Ситуацию не спасают ни Парк, заложенный к 300-летию города, ни зеленые островки лесопосадок, ни стремление увеличить количество зеленых насаждений. Более того, район расширяется в сторону Левашовской свалки.

Вторичное жилье в Приморском районе

Район начал застраиваться в середине 60-х годов, и большинство домов – серии 600 (брежневки): социальное жилье для переселенцев из коммуналок, где из окон (подоконники располагались на уровне груди) хорошо видно только небо. Проект был хорошим по тем временам (кстати, «слизан» с проекта социального жилья в Тулузе), но не отличался разнообразием: дома строились с присущими социализму уравниловкой и серостью, отсутствием комфорта и больших площадей в жилье. При уплотнении застройки в начале 80-х стройные ряды первых панельных застроек разнообразили кирпичные дома – их гораздо меньше, но это частично сгладило ощущение, что находишься в армейской среде – все выровнено по нитке, все одинаковое, все в одном цвете.

Стоимость 1 кв.м. в районе сохраняется в пределах 118-119 тыс. руб., и в начале мая 2018 г. квартиру на вторичном рынке можно было приобрести:

  • 1-к. квартира (40-41 м²) – 4 900 000 руб.
  • 2-к. квартира (62-63 м²) – 7 700 000 руб.
  • 3-к. квартира (87-89 м²) – 10 700 000 руб.
  • 4-к. квартира (110-115 м²) – 12 500 000 руб.
  • 5-к. квартира (129-133 м²) – 16 400 000 руб.

Квартиры в новостройках Приморского района

Здесь активно строятся и высотки, и малоэтажные дома. Коттеджные городки возводятся ближе к зеленым зонам (Юнтоловские дачи и заказник, Удельный и Новоорловский лесопарки), многоэтажные ЖК (их в районе 18) – ближе к существующим и строящимся станциям метро.

Строители не придерживаются какого-то единого архитектурного плана: по окончании массового строительства (2019 г.) район будет разношерстным как по стилю домов, так и по их собственной инфраструктуре (наверное, это лучше однообразия времен развитого социализма).

В начале мая 2018 г. владельцы новых квартир предлагали за 1 кв.м. жилья 132-135 тыс. руб. (на начальном этапе строительства ЖК инвесторы могут приобрести один квадрат дешевле – за 126 000 руб., но ждать сдачи дома или секции придется 1,5-2 года).

А средняя стоимость квартир эконом-класса составляла:

  • Однокомнатная – от 5 400 000 руб.
  • Двухкомнатная – от 8 500 000 руб.
  • Трехкомнатная – 11 500 000 руб.
  • Многокомнатная – 13 000 000 руб.

Инфраструктура Приморского района

Учебных заведений – средних, дошкольных, специализированных – достаточно много, их хватает на всех жителей. Достаточно торговых, спортивных, лечебных и развлекательных заведений в старых кварталах: здесь практически нет очередей к врачу или социальному работнику, нет перегруженных спортплощадок и кортов. Но их явно недостаточно в новостройках.

Но существует одна большая проблема: транспортная доступность. Пробки – проблема не только пиковых часов: район между жителями называют «невыездным». Проблему не решает Западная дорога, модернизация Суздальского шоссе и появление дополнительных станций метрополитена: перемещение на личном или общественном транспорте в Кировский, Василеостровский или Выборгский районы, как и в Кронштадт, затруднено.